"Будьте осторожны. Против нас действует снайпер Галушкин..." - из немецкой листовки.
Николай Иванович Галушкин (1 июля 1917 года или 22 января 1922 года — 18 мая 2007 года, Кирово-Чепецк, Россия) — советский снайпер, лейтенант Рабоче-крестьянской Красной армии. Герой Российской Федерации (1995).
На Западном фронте получил широкую известность лейтенант Николай Галушкин, истребивший за годы войны из снайперской винтовки 418 гитлеровцев, в том числе 17 снайперов, и подготовивший 158 снайперов, которые уничтожили до 3000 вражеских солдат и офицеров.
Галушкин Николай Иванович предположительно 1922 года рождения (на самом деле на несколько лет старше), воспитывался в детском доме. В Вятском детдоме имени Ворошилова посещал стрелковый кружок, где отличался меткостью стрельбы.
В октябре 1941 г. его призвали в Красную Армию. Боевое крещение получил в январе 1942 г. под Москвой. Служил в 49-м стрелковом полку 50-й стрелковой дивизии 33-й армии Западного фронта.
За успехи в снайперском деле Галушкину звание младшего лейтенанта было присвоено по приказу генерала Конева И.С.
На подкладке каски, на обратной стороне пилотки и ремня у Николая Галушкина были написаны чернильным карандашом два слова: «Помни Макаровку». Макаровка – небольшое село под Москвой, за Наро-Фоминском.
Однажды в первых числах января 1942 г. с группой бойцов Галушкин вошел в единственный уцелевший дом сожженного фашистами и только что оставленного ими села. На полу горницы в лужах крови лежали старик с перерезанным горлом, растерзанная молодая мать и трое растерзанных, застреленных ребятишек. Одного из них пригвоздил к полу фашистский кинжал. На груди старика была приколота записка: «Мы вернемся скоро. Так сделаем со всеми советскими».
– Я тогда дал клятву отплатить фашистам. И мои товарищи тоже.
Николай начал счет мести в сентябре 1942 г., когда он выследил и уничтожил именитого фашистского снайпера, а заодно и еще двух бросившихся ему на помощь фашистов. ...
Стоял февраль 1943 года. Разведка донесла, что в удерживаемой фашистами деревне Сидорове, которую отделяла от позиций наших войск река, произошла смена частей. Гитлеровцы ходили чуть ли не в открытую средь бела дня, сновали машины и мотоциклы. Накрыть их артналетом? Могут пострадать мирные жители.
Командир дивизии генерал-майор Н. Лебеденко вызвал командира полка.
– Как там Галушкин поживает? Прикажите ему совершить групповой рейд в район Сидорово. Пусть возьмет пять-шесть своих учеников.
Николай провел тщательную разведку наблюдением, выработал план боя. Затем ночью у кромки крутого берега были вырыты и хорошо замаскированы окопы для снайперов. Наступило утро. К одному из домов подкатил мотоциклист. Галушкин его сразил. Вскоре из дома вышел офицер. Встревоженный, направился к убитому – и сам получил пулю. В стороне виднелась конюшня. Двое гитлеровцев вывели лошадей, стали их седлать. Уехать им не удалось...
По приказу Галушкина двое снайперов подожгли зажигательными пулями сарай и склад. Начался пожар. Захватчики выбегали из домов, кидались тушить пламя и падали под огнем снайперов. В считанные минуты было уничтожено более сорока оккупантов. Опомнившись, фашисты открыли яростный огонь по предполагаемой позиции невидимого противника. Им, однако, и в голову не пришло взять на подозрение пустынную кромку берега...
В кармане взятого вскоре в плен гитлеровца обнаружили листовку. Она предостерегала: «На участке советских войск, стоящих против нас, действует группа снайперов, руководителем которой является лейтенант Галушкин. Всем подразделениям и вне боевой обстановки следует быть осторожными, иначе могут быть напрасные жертвы».
За Галушкиным начинают охотиться вражеские снайперы, за его голову обещают вознаграждение, а самого его пытаются переманить листовками.
12 апреля 1943 г. командующий фронтом генерал-полковник Р. Малиновский вручил молодому снайперу именную снайперскую винтовку – ту самую, что теперь выставлена в Кировском краеведческом музее. Галушкин истребил к тому времени 135 фашистов. Снайпер получил высшую награду – орден Ленина. А грозный счет продолжал расти.
О многих подвигах Галушкина рассказывалось во фронтовой печати.
О семнадцати поединках с вражескими снайперами, разных тактических приемах и «секретах» гроссмейстера меткого огня. Кстати, и о том, как он вместе со своим напарником сержантом Т. Саджая захватил однажды вражеский танк с экипажем и привел его в расположение наших войск.
Он был неистощим на хитрость, выдумку, учитывал, охотясь на оккупантов, малейшие их слабости и пристрастия. И бил врага всюду, в любое время. Весь полк, вся дивизия любили и уважали его не только за отвагу и бесстрашие, но и за товарищескую душевность. Каждый солдат мечтал, чтобы его приняли в команду «галушкинцев». И как же переживали, когда он попал в беду.
Это случилось летом 1943 г. в бою на подступах к городу Славянску, под населенным пунктом Хрестище. Гитлеровцы атаковали. Один за другим были ранены и поползли в медсанбат двое из находящихся с Галушкиным снайперов. Из своего укрытия в бурьяне, метрах в трехстах от наших траншей, лейтенант продолжал вести истребительный огонь. Грохот близких разрывов оглушал снайпера. И тут страшный удар по голове, он потерял сознание.
Когда очнулся, увидел над собой двух рослых автоматчиков. Один из них держал в руках его именную винтовку. В один миг пронеслась перед ним вся его короткая жизнь.
– Галушкин? – самодовольно улыбался гитлеровец.
– Гут, Галушкин.
И вдруг удар кованого сапога:
– Ауфштеен! Встать!
Он с трудом поднялся. Голова кружилась, лицо, гимнастерка с орденами – все было в крови. Подталкивая, его повели. Фашисты увлеклись осмотром винтовки и, предвкушая награду за пленение знаменитого снайпера, плохо обыскали щуплого, слабого на вид Галушкина. А при нем были нож, «лимонка» и трофейный карманный пистолет.
...Жарко. Автоматчики вытирали платками потные шеи, то и дело отдирали на ходу цеплявшиеся за мундиры шарики репейника. Николай сделал вид, что тоже хочет отодрать колючку. Дальше все произошло мгновенно. Под ноги заднему конвоиру летит граната, а Галушкин бросается в сторону и откатывается. Взрыв! Последний конвоир в панике оглядывается, шатаясь, пытается помочь упавшему напарнику и тоже падает под выстрелами снайпера.
Безмерная радость переполнила лейтенанта. Он торопится забрать у врагов документы. Вынимает их у первого, оборачивается и... видит наведенный на себя автомат, в падении стреляет в фашиста, но и тот перед смертью успевает задеть ему живот автоматной очередью.
Герой выжил. Раненого подобрали солдаты из соседней части. Тяжелая, но успешная операция, и примерно через месяц с незатянувшимися еще ранами он возвратился в родной полк – к великой радости боевых товарищей.
Как рассказывал сам Николай Иванович, диктор Юрий Левитан при личной встрече с ним спустя годы после окончания войны признавался, что буквально на всю жизнь запомнил фамилию снайпера, неоднократно повторяя её по радио в сообщениях Совинформбюро.
Отважный снайпер Николай Иванович Галушкин с боями дошел до конца Великой Отечественной, День Победы встретил в Праге. За годы войны получил шесть ранений. Во время войны дважды представлялся к званию Героя Советского Союза, но не сложилось... Только в 1995 г. Галушкину Н.И. было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Награды
орден Ленина (26 октября 1943 года)
орден Красного Знамени (30 октября 1942 года)
два ордена Отечественной войны I степени (23 мая 1945 года, 11 марта 1985года)
медаль «За отвагу» (13 июля 1942 года)
орден Красного Знамени Монгольской Народной Республики (1943)
другие награды
Скончался Николай Иванович Галушкин в мае 2007 г.
Похоронен в Кирово-Чепецке.
По материалам книги В.Г. Еремин, П.Ф. Исаков «Молодежь в годы Великой Отечественной войны», М., «Мысль», 1984 г
#Славные_кировчане #Чтобыпомнили | pikabu